Медведи относятся к псообразным, то есть родственны лисам, волкам, шакалам. В отличие от них, косолапые более коренастые и мощные. Как и прочие псообразные, медведи являются хищниками, но иногда лакомятся ягодами, грибами и медом.
Бывают и псевдокосолапые, не относящиеся к псовым и даже хищным животным. Имя медведь дается только из-за внешнего сходства с истинными представителями рода.
Настоящие медведи
Второе название медведей — стопоходящие. Имея широкие ноги, косолапые полностью ступают на них. Прочие псообразные, как правило, касаются земли лишь частью лап, как бы ходя на носочках. Так животные ускоряются. Медведи же не могут развить скорость больше 50-ти километров в час.
Бурый медведь
Входит в виды медведей России, самый многочисленный и популярный в стране. Однако самого крупного косолапого поймали за пределами Федерации, на американском острове Кадьяк. Оттуда взяли зверя для Берлинского зоопарка. Попался мишка массой 1134 килограмма при норме в 150-500 кило.
Предполагается, что в Америку бурый медведь попал примерно 40 миллионов лет назад через Берингов перешеек. Животные пришли из Азии, там представители вида тоже водятся.
Самые крупные косолапые России водятся на полуострове Камчатка. Там гиганты живут 20—30 лет. В неволе же, при хорошем содержании, мишки здравствуют до полувека.
Белый медведь
По месту обитания его называют полярным. Научное же имя вида на латыни переводится, как «морской медведь». Хищники связаны со снегами, просторами океана. В воде полярные медведи охотятся, добывая рыбу, тюленей.
Океан не препятствует миграции полярных косолапых. По воде они преодолевают сотни километров, работая широкими передними стопами, как веслами. Задние лапы играют роль руля. Выходя на льдины, медведи не скользят, поскольку имеют шероховатые стопы.
Среди наземных хищников животное самое крупное. В длину хищник достигает 3-ех метров. Стандартным весом считается 700 килограммов. Так что вид белого медведя устрашающий. В природе у животного нет врагов кроме человека.
Изучая виды медведей, только у полярного найдешь полую шерсть. Волоски пустые изнутри. Во-первых, это дает дополнительную прослойку воздуха в шубке. Газ — плохой проводник тепла, не отпускает его от кожи хищника.
Во-вторых, полости в волосках белых медведей нужны для отражения света. По факту шерсть косолапых бесцветная. Белым волос лишь смотрится, позволяя хищнику слиться с окружающими снегами.
Гималайский медведь
Иначе называется черным азиатским медведем. Он отличается крупными ушами, изящным по меркам косолапых телосложением, вытянутой мордой.
Ареал обитания гималайского медведя простирается от Ирана до Японии. Хищник выбирает гористые местности. Отсюда и название вида. В России его представители живут за Амуром, как правило, в Уссурийском крае.
Черным медведь наречен за темный окрас шерсти. На голове и шее она длиннее, образует подобие гривы. На груди хищника есть белое пятно. Впрочем, есть подвиды животного без него.
Максимальный вес гималайского медведя составляет 140 килограммов. В длину животное достигает полутора метров. А вот когти хищника бывают толще и больше, чем у бурых и полярных особей. Причина в образе жизни черного медведя. Большую часть времени он проводит на деревьях. Когти помогают лазить по ним.
Грозным хищником азиатского косолапого не назвать. Из животной пищи медведь обычно употребляет лишь насекомых. Основой же рациона служат травы, коренья, ягоды, желуди.
Барибал
Альтернативное название — черный медведь. Он обитает в Северной Америке, особенно на востоке континента. Внешность хищника близка облику бурого косолапого. Однако у барибала сильнее выступают плечи, уши расположены ниже и, как понятно из названия, черная шерсть. Впрочем, на морде она светлее.
Барибал меньше бурого медведя, весит не больше 409-ти килограммов. Средний вес составляет 140—200 кило. Срок жизни тоже уступает российским косолапым. Обычно барибалы не переходят 15-летнюю отметку. Впрочем природой заложены 30 лет. Достичь их мешают голод и охота. Барибалов В Америке активно отстреливают. Часть животных гибнет под машинами. Молодых особей задирают горные львы и волки.
Животную пищу барибалы предпочитают употреблять в виде падали. Иногда черные медведи ловят насекомых, рыбу. Однако основную долю рациона составляет растительная пища.
Очковый медведь
Внешний вид медведя отличается мощно развитыми челюстями. Зубы тоже крепкие. Это позволяет животному пережевывать кору и сердцевину пальмоподобного растения брамелии. Другим зверям они не по зубам. Так очковый медведь свел к минимуму пищевую конкуренцию.
Очковым зверь назван из-за окраски. Она темная, но на морде есть светлые круги, огибающие глаза, словно оправа. Около носа мех тоже бежевый.
Очковый единственный из медведей имеет 13 вместо 14-ти пар ребер. Это анатомическое отличие показывает родство с короткомордыми косолапыми. Все они вымерли. Очковый медведь — последний представитель рода.
Живут представители вида в Южной Америке. Других медведей на континенте нет. Очковые же научились залазить на большие кактусы, доставая плоды на их верхушках. Еще южноамериканские косолапые любят сахарный тростник и мед, лишь изредка ловя насекомых.
Очковых особей иногда вписывают в виды бурых медведей. Однако к ним ближе барибал, гризли, малайский и гималайский косолапые. Меж ними возможно перекрестное скрещивание с получением жизнеспособного потомства. Между же очковым и бурым видами присутствует репродуктивная изоляция.
Малайский медведь
Среди медвежьих он самый маленький. Масса зверя не превышает 65 килограммов. В длину животное равно максимум 1,5 метра. Однако размеры обманчивы. Малайские косолапые самые агрессивные среди медведей. Впрочем, некоторых людей это не пугает.
Малайских медведей держат во дворах вместо собак. Так поступают жители Азии. Именно там обитают миниатюрные мишки. Они типичны для Вьетнама, Индии, Китая, Таиланда, Индонезии и Китая.
Малайский медведь отличается наличием дополнительной кожи на шее. Покрова здесь многослойный, толстый, будто у слона. Так косолапые вида защищаются от нападений диких кошек, хватающих за шею.
Малайский зверь — редкий вид медведя, занесен в Международную красную книгу. Там животное названо бируангом. Это официальное имя вида.
Губач
Внешне медведь походит на муравьеда или ленивца, однако генетически и по родовым признакам относится к медвежьим. Многие называют животное губачом. Губы медведя как бы выступают вперед, слегка отогнуты. Еще у азиатского косолапого длинный язык. Им зверь дотягивается до меда в ульях, термитов и муравьев в их домиках.
Окрас губача похож на расцветку гималайского медведя. Та же темная шерсть, удлиненная на голове и шее с белым пятном на груди. Однако уши губача еще больше и тоже с удлиненными волосками. Шерсть медведя в общем длиннее и косматее, чем у гималайского. Морда животного более вытянутая. О губах уже говорилось.
Вес губача не превышает 140-ка кило, но в большинстве случаев равен лишь центнеру. Встретить зверя можно в лесах Цейлона и Индостана.
Гигантская панда
До середины прошлого века ученые относили ее к енотам. Обратное доказали генетические тесты, Выяснилось, что большая панда — истинный медведь. Впрочем, внешность и повадки среди косолапых у зверя самые своеобразные.
Большая панда, к примеру, не хищничествует, питаясь одним бамбуком. Дабы цепляться за его стволы, мишки обзавелись 6-ю вместо 5-ти пальцев на передних конечностях.
В отличие от прочих медведей, гигантская панда медлительна на земле. Максимальная скорость животного сравнима с быстрым шагом человека.
По размеру большая панда сравнима с бурым медведем средней массы. Если обычный косолапый — символ России, то бамбуковый зверь — знак Китая. Страна не продает гигантских панд, а лишь сдает в аренду. На таких правах животных заполучают заграничные зоопарки. Ежегодно каждая иммигрировавшая панда приносит казне КНР около миллиона долларов.
Гризли
Это серый медведь. Цвет — одно из основных отличий от бурого косолапого. Вид вымирающий. Впрочем, власти США, где живет зверь, подавали петицию с требованием убрать хищника из краснокнижного списка. Аргумент — популяция восстанавливается в пределах Йеллоустонского национального парка. Суд отказал властям.
За пределами США гризли обитает на Аляске. Зоологи спорят на счет видовой принадлежности зверя и критериев определения. Одни называют гризли животных, живущих в глубине материка Островные и приморские особи записываются в простые бурые. Другие ученые вообще не считают гризли отдельным видом, а лишь подтипом русского косолапого.
Вот и стало понятным, сколько видов медведей живут на планете. Их 9. Прочие либо канули в лету, либо по факту не являются медвежьими.
Белый медведь и бурый медведь
(Ненецкая народная сказка)
Однажды лесной бурый медведь пошел на север, к морю. В это время белый медведь пошел по льду на юг, к земле. У самого берега моря они встретились. У белого медведя шерсть встала дыбом. Он сказал:
— Ты что это, бурый, по моей земле ходишь? Бурый ответил:
— Когда она у тебя была, земля-то? Твое место в море! Твоя земля — льдина!
Белый медведь встал на дыбы. Бурый медведь встал на дыбы. Они схватились и.началась борьба. Боролись до полудня. Никто не одолел. Боролись до вечера. Оба устали, сели. Молчат. Первым заговорил бурый. Он сказал:
— Ты, белый, оказывается, сильнее. Но я ловчее, увертливее. Поэтому никто из нас верха не возьмет. Да и что нам делить? Ведь мы с тобой братья.
Белый медведь сказал:
— Верно, мы братья. И делить нам нечего. Земли наши неоглядны.
Лесной медведь сказал:
— Да, мои леса огромны. Мне нечего делать в твоих льдах. Морской медведь сказал:
— А мне нечего делать в твоих лесах. Да я туда никогда и не заходил! Давай жить каждый на своем месте и не мешать друг другу.
Лесной медведь пошел назад, в лес. Морской медведь остался на берегу моря.
С тех пор хозяин леса живет в лесу, хозяин моря живет в море. И никто друг другу не мешает.
Золотое яблоко
(Армянская народная сказка)
Жил-был царь. Царствовал он год, царствовал два года, царствовал три года. Все его боялись, все ему угождали. И стало царю скучно-скучно. Сидит он на троне и скучает.
Приказал он созвать во дворец музыкантов со всей страны. Играли ему музыканты и на свирели, и на цитре, и на бубне, и на .барабане. И надоели царю до смерти.
Приказал он позвать плясунов. Уж плясали плясуны, плясали. И так и эдак коленца выкидывали, едва ноги себе не отбили. А царь и смотреть на них не хочет.
Приказал царь созвать самых сильных силачей. Стали они бороться, свою силу показывать. И только еще большую скуку на царя нагнали.
Сидит царь и думает — как бы ему развеселиться! И придумал. Послал он гонцов по всем дорогам и велел вывесить на всех площадях и перекрестках его царский указ:
«Наш милостивый царь, пребывая в°великой печали, объявляет: кто придумает небылицу, такую хитрую, что самого царя обманет, тот получит в награду золотое яблоко».
Мало ли на свете людей, которые соврут и дорого не возьмут, а тут им еще золотое яблоко обещают. И не хочешь, а соврешь.
Повалил к царю всякий народ — и вельможи, и торговцы, и судьи, и менялы. Врут, завираются, невесть что плетут. А царь только рукой машет:
— Ступайте, слушать вас скучно! Даже соврать толком не умеете! И вот пришел во дворец бедняк. Низко поклонился царю
и поставил перед ним кувшин.
— Чего тебе надо? — удивился царь. А бедняк отвечает:
— Я пришел получить с тебя долг. Разве ты забыл, милостивый царь, что должен мне кувшин золота?
Царь так и. подскочил на троне:
— Да ты что, в своем ли уме? Когда я у тебя золото брал? Вот уж
врун, так врун!
— Ну, если я такой хороший врун,— говорит бедняк,— тогда давай золотое яблоко. Для бедного человека и это немало!
Видит царь, что попался, как мышь в мышеловку.
— Да какой ты врун! — говорит.— Разве это вранье?
— А если не вранье,— говорит бедняк,— тогда сыпь сюда золото,— и постучал пальцем по кувшину.
Не знает царь, что делать. Отдать золотое яблоко жалко, а кувшин золотых монет — еще того больше. Думал он, думал — ничего не придумал. Пришлось ему отдать золотое яблоко. Бедняк рад.
А царь с того времени и скучать перестал.
Экзамен по географии
Волька с Хоттабычем пошли в школу на экзамен по географии. Когда Волька с большим опозданием вошел в свой класс, его сразу же вызвали отвечать. Пока он размышлял, какой взять билет, Хоттабыч сквозь стену прошел в соседний класс. Наконец Волька решился: взял первый попавшийся билет, медленно-медленно раскрыл его и с удовольствием убедился, что ему предстоит отвечать про Индию. Как раз про Индию он знал много. Он раскрыл рот и хотел сказать, что полуостров Индостан напоминает треугольник, что омывается этот огромный треугольник Индийским океаном и его частями: Аравийским морем — на западе и Бенгальским заливом — на востоке, что на этом полуострове расположены две большие страны: Индия и Пакистан и т. д.
Но в это время в соседнем классе старик Хоттабыч прильнул к стене и трудолюбиво забормотал, приставив ко рту ладонь трубкой:
— Индия, о высокочтимый учитель, находится почти на самом краю земного диска и отделена от этого края безлюдными и неизведанными пустынями, ибо на восток от нее не живут ни звери, ни птицы. Индия —- очень богатая страна, и богата она золотом, которое там не копают из земли, как в других странах, а неустанно, день и ночь добывают особые золотоносные муравьи, каждый из которых величиной с собаку. Они роют себе жилища под землею и трижды в сутки выносят оттуда на поверхность золотой песок и самородки и складывают в большие кучи.
Индия граничит со страной, где проживают плешивые люди. И мужчины, и женщины, и взрослые, и дети — все плешивы в этой стране, и питаются они сырой рыбой и древесными шишками. А еще ближе к ним лежит страна, которая засыпана перьями. Перьями заполнены воздух и земля, и они мешают видеть.
— Постой, постой, Костыльков! — улыбнулась учительница географии.— Никто тебя не просит рассказывать о взглядах древних на физическую географию Азии. Ты расскажисрвременные научные данные об Индии.
Ах, как Волька был бы счастлив изложить свои познания по этому вопросу! Но что он мог поделать, если уже больше не был властен над своей речью и своими поступками.! Согласившись на подсказку Хоттабыча, он стал безвольной игрушкой в его доброжелательных, но невежественных руках.
— Кстати, что ты там такое наговорил про земной диск? Разве тебе не известно, что Земля — шар?
Известно ли Вольке Костылькову, действительному члену астрономического кружка при Московском планетарии, что Земля — шар?! Да ведь это знает любой первоклассник!
Но из Волькиного рта, по воле Хоттабыча, вырвалось:
— Земля, о достойнейшая и благороднейшая из преподавателей, имеет форму плоского диска и омывается со всех сторон величественной рекой, называемой «Океан». Земля покоится на шести слонах, а те стоят на огромной черепахе. Вот как устроен мир, о учительница!
— По-моему, мальчик не совсем здоров,— шепнула учительница директору.
Она вывела Вольку из класса и пошла с ним к школьному доктору.
(По Л. Лагину)
Скольконадо мячей
Волька, Женя и Хоттабыч заняли свои места на стадионе. Гремело радио. Восемьдесят тысяч человек с жаром обсуждали исход предстоящей игры. Все с нетерпением ждали начала состязаний.
И вот наконец на изумрудно-зеленом поле появился судья со своими помощниками. Судья положил мяч в самом центре поля. Обе команды выбежали из своих раздевалок и построились друг перег другом. Капитаны бросили жребий, какой команде играть против солнца.
— Не сочтешь ли ты, о Волька, возможным объяснить твоем; недостойному слуге, что будут делать с мячом эти двадцать два стол! симпатичных молодых человека? — почтительно осведомился Хоттабыч.
Но Волька в ответ только нетерпеливо отмахнулся:
— Сейчас сам все поймешь!
— Неужели этим двадцати двум приятным молодым людям придется бегать по столь обширном^ полю, терять силы, падать, толкать друг друга только для того, чтобы иметь возможность несколько мгновений погонять невзрачный кожаный мячик? И все потому, что на всех нашелся для игры только один мяч? — недовольно спросил Хоттабыч через несколько минут.
Но Волька, увлеченный игрой, снова ничего не ответил ему.
— Знаешь что, Волька? — шепнул своему приятелю Женя.— Мне кажется, просто счастье, что Хоттабыч ничего не понимает в футболе. А то бы он тут таких Дров наломал, что ой-ой-ой!
— И мне так кажется,— согласился с ним Волька и вдруг, ахнув, вскочил со своего места.
Одновременно с ним вскочили на ноги и взволнованно загудели и все остальные восемьдесят тысяч зрителей. Пронзительно прозвучал свисток судьи, но игроки и так замерли на месте.
Случилось нечто неслыханное в истории футбола и совершенно необъяснимое^ точки зрения законов природы: откуда-то сверху, с неба упали и покатились по полю двадцать два ярко окрашенных мяча. Все они были изготовлены из превосходного сафьяна,
— Безобразие! Хулиганство!.. Возмутительная шутка!..-— кричали на трибунах.
Конечно, виновника следовало немедленно вывести со стадиона и даже передать в руки милиции, но никто не в силах был его обнаружить. Только три человека из восьмидесяти тысяч зрителей — Хоттабыч и оба его молодых друга —знали, кто этот виновник.
— Что ты наделал! — зашептал Волька Хоттабычу на ухо.— Ты остановил всю игру и лишил шайбовцев верного гола.
— Я хотел, чтобы было лучше,—также шепотом оправдывался Хоттабыч.— Я думал, будет удобнее, если каждый игрок получит
возможность, не толкаясь и не бегая как сумасшедший по этому огромному полю, вволю поиграть собственным мячом.
(По Л. Лагину)
Прозаические художественные произведения ученики сначала читают про себя и расставляют паузы. Младшим школьникам в этом приходится помогать. На логопедических занятиях для тренировки правильной-речи ученики читают вслух материал по школьной программе, по внеклассному чтению и специально подобранные тексты различной степени сложности, имеющие определенное психологическое воздействие.
Особое значение мы придаем литературным текстам воспитывающего характера, герои которых послужат образцом для подражания заикающимся подросткам. Это произведения о целеустремленности, силе характера, о самовоспитании и умении преодолеть себя.
Школьники могут обсудить прочитанное, рассказать о подобных фактах из жизни. Смогут принести свои книги, журналы, газеты, чтобы зачитать понравившиеся им отрывки. В зависимости от индивидуального склада и интеллектуального уровня, подростков обсуждению прочитанного отводится целое занятие.
Самая главная победа
Заслуженный мастер спорта Николай Андрианов рассказывает, что, когда он пришел в первый раз в гимнастический зал, тренер сказал: «Больно ты, Коля, с виду щупловат. Ну-ка, сколько раз подтянешься на перекладине? Если мало, не оставлю».
— У меня аж в глазах потемнело от обиды: неужто в самом деле похожу на слабака? Одним махом взлетел на перекладину и подтянулся семнадцать раз подряд. Тренер одобрительно кивнул. А я, спрыгнув с турника, потер занемевшие от напряжения ладони и с вызовом взглянул на него: знай, мол, наших!
Но… буквально через несколько занятий из гимнастического зала сбежал. Дело в том, что тренер Николай Григорьевич велел принести из школы дневники, предупредив: «Того, кто получил за четверть двойку, к занятиям не допущу!» А у меня их целых четыре было. Ну и решил — зачем краснеть на людях, если и так заранее все ясно?
Однако тренер сам нашел Николая и сказал: «Ладно, бросай дурить и приходи-ка завтра в зал. Как* всегда к семи ноль-ноль. Попробуем начать сначала».
— Наутро я примчался в спортшколу на целый час раньше.
И хотя в школе постоянно говорили, что Андрианов неспособный, я уже к Новому году подтянул все «хвосты».
Свой первый старт я принял тем же летом на детском первенстве города Владимира. Выиграл на одном снаряде, на другом, на третьем и… зазнался. Решил: главный приз уже в кармане! Так разважничался, так собой залюбовался, что позабыл начало вольных упражнений. Вышел на ковер и стою столбом, стараясь вспомнить комбинацию. Судьи немного подождали, а затем выставили позорную
«баранку». От огорчения, обиды и стыда я разревелся прямо в зале и, даже не переодевшись, убежал домой.
Вечером пришел Николай Григорьевич. И объяснил: «Проигрывать не стыдно, это может случиться с каждым. Стыдно киснуть после каждой неудачи».
— Я убежден: главная победа -*- это победа над самим собой, своими слабостями, ленью, недостатками. И чем раньше будет она одержана, тем прямее будет ваша дорога к цели,—сказал в заключение Николай Андрианов.
(По записи С. Шагина)
Выше, Радуги
А все началось с неудачи. Физкультурник выставил Алика из спортивного зала н еще пустил вдогонку:
— Считай, что я освободил тебя от уроков физкультуры навечно. Спорт тебе, Радуга, противопоказан.
Алик пошлепал в раздевалку, у двери обернулся, процедил сквозь зубы — не без обиды:
— Я ухожу, но я еще вернусь.
Придя домой, Алик почувствовал, что заболел. В голове звенело, и тяжелой она казалась, а руки, ноги будто не шевелились. Он закрыл глаза, расслабился, посидел так секундочку. Вроде полегче стало. Смог добрести до кровати и заснул. Во сне он увидел, что нашел старинный кувшин и освободил»джина.
—- Ты сделал доброе дело. Полагается приз по твоему выбору. Подумай как следует и сообщи.
— Я хочу уметь прыгать в высоту. Как минимум по первому разряду. По первому взрослому.
— Будешь, брат, прыгать не по первому разряду, а по «мастеру». Только одно условие: будешь прыгать выше всех, пока не соврешь — намеренно ли, нечаянно ли, по злобе, или по глупости.
А наутро Алик проснулся здоровым, свежим и решает проверить, исполнится ли его желание. Он идет на спортивную площадку, находит две стойки с кронштейнами для прыжков в высоту. Алик думал: планку можно установить на метр сорок. Как раз такую высоту он не взял на уроке физкультуры.
Разбегается. Толчок. Планка, не колыхнувшись, застыла под ним. Что же получается? Выходит, он умеет прыгать, умеет, если очень хочет, и только страх пополам со стыдом (вдруг не получится) мешал ему убедиться в этом в спортзале. Он вскочил, побежал к началу разбега, вновь помчался к планке и легко перелетел через нее, да еще с солидным запасом — сантиметров эдак в двадцать — тридцать. Крас-сота-а!!
— Могу, могу, могу… — билось в голове. Вспомнилось, как говорил отец: «Ты же физически здоровый парень. Тебе стоит только захотеть, и получится все, что положено твоему возрасту». Алик думал: есть желание, есть возможность, не хватает только умения, техники не хватает. Все дело в силе воли, в желании, в целеустремленности, в характере.
На другой день на уроке физкультуры Алик попросил учителя: «Давайте попрыгаем в высоту».
Поставили планку. Алик побежал, как вчера в саду, оттолкнулся, легко взлетел, планку даже не задел, высоко прошел.
— Ставим следующую! — сказал учитель.
Метр семьдесят. Немыслимая для Алика высота. Он пошел на планку, как на врага, взмыл над ней — готово!
В зале тишина. Только Фокин, лучший друг, не сдержался — зааплодировал.
— Борис Иванович, Алика надо в секцию записать,^ сказал он.
(С. Абрамова)
Геройский поступок
Распахнулась дверь, и вошли двое. Парень с фотоаппаратом и девочка с цветами:
— Мы из школьной газеты. Пришли осветить твой поступок. Поздравляем, Новиков. Ты настоящий герой!
— Да ладно, ребята,— смутился Вася.
— Не скромничай. Спас человека. Из ледяной воды… Ну, рассказывай. Как дело было?
Вася вздохнул:
— Ну, как… Сижу я, значит, на берегу… Рыбу ловлю… А он, значит, по мостику идет…
— Постой, не спеши,— сказал парень и открыл блокнот.— Для нас, журналистов, главное — точность. Когда это было? Во сколько часов?
— Ну, часов в одиннадцать.
— Как «в одиннадцать»? Ты что? Не был в школе? Вася смутился:
— Сначала был, а потом ушел… Клев, ребята, понимаете?..
— Выходит, прогулял?
— Но он же человека спас,— сказала девочка.
— Это не умаляет его вину. Прогул есть прогул. Так и придется написать.
— Нельзя быть формалистом,— сказала девочка.— Не надо писать конкретно, когда он удил рыбу. Во время уроков или после… Напиши, что он удил во время большой перемены… Разница — двадцать минут, зато сам поступок не пострадает.
— Ну, хорошо, я попробую. А дальше? Только поточнее, Новиков.
— Дальше? Значит, так… Сижу это… во время большой перемены и рыбу ужу… А Петька…
— Какой Петька?
— Петька, мой друг…
— Он тоже прогулял?
— Почему обязательно прогулял? — сказала девочка.— Может, они сидели во время большой перемены и Новиков помогал товарищу делать уроки.
— С удочкой в руках?
— Не С удочкой, а с ручкой… С ручкой в руках! Продолжай, Новиков!
— Ну, вот… Значит, сижу я во время большой переменки с ручкой в руках на берегу реки… А Петька, которому я помогал уроки делать, кричит: «Смотри, Колюха в речку упал!»
— Какой Колюха? Тоже прогульщик?
— Нет, у него справка есть, что он больной.
— И с этой справкой он по бережку расхаживает?
— Он не со справкой расхаживает, а с редиской. Мальчик отложил блокнот.
— Что тебе не нравится? — спросиладевочка.— Человек во время большой переменки пошел на рынок купить больной тетке витаминов.
— Да,—сказал Вася.— Ну, значит, и с мешком этих витаминов свалился в воду, потому что тетку встретил…
— Больную?..
— Сначала она была здоровая. А потом, когда свой мешок узнала, сразу заболела… Ну, Колюха и бросился в воду…
— Все?..
■— Кажется, все.
— Тогда слушайте, что я написал,— сказал мальчик.— «Однажды утром, во время большой перемены Василий Новиков сидел на берегу с ручкой в руках и помогал своему товарищу делать уроки. Вдруг они увидели Колюху, который несмотря на тяжелую болезнь шел за витаминами для больной тетки. Он нес целый мешок витаминов, голова его закружилась, и он упал в воду… Василий Новиков, рискуя жизнью, спас больного товарища!» Так?
— Вроде так,— сказал Новиков.— Только, если уж честно… Не я спас, а Петька…
— Петька?! Чего же он молчит? Новиков вздохнул:
— Холодно было. Ои и простудил горло. Не может он сейчас говорить.
: (Л. Курляндский)
Как известно, читать н аучн ые статьи значительно сложнее, чем прозаические художественные произведения. Специфическая терминология требует хорошей техники чтения и ■ определенных знаний. Очень важно приучать юного читателя обращаться к словарям всякий раз, когда встречаются незнакомые слова. Для того чтобы вырабатывалось чувство уверенности и умение свободно держаться при чтении перед большой аудиторией, ученики читают небольшие отрывки из научных статей, стоя перед группой. Ставится психологическая задача: выступая, представлять себя учителем, докладчиком, журналистом и т. д. Позже с такими подготовленными небольшими докладами они смогут выступить в своей логопедической группе, в классе и т. д.
На первом месте — тополя
Ученые из японского Национального института по исследованию окружающей среды несколько лет искали растения, которые могли бы противостоять загрязнению воздуха. Лучшими фильтрами среди восьмидесяти видов отобранных растений оказались тополя, подсолнечник и рис. На оживленных автомагистралях, вдоль которых были высажены пирамидальные тополя и простирались большие поля с подсолнечником, воздух оставался чистым.
Растение-хамелеон
В Мексике есть растение, способное менять окраску своих цветов несколько раз в течение дня. На рассвете ойи белые, затем становятся розовыми, около полудня — темно-красными, к вечеру — фиолетовыми, а ночью опять белеют. Интересно, что пахнут эти цветы только когда они белые.
Пойте, это очень полезно
Если хотите укрепить свое здоровье и продлить жизнь; больше пойте. Такая рекомендация вытекает из результатов обследования, проведенного среди певцов оперной труппы. Несмотря на то, что они мало заботятся о своем здоровье, у всех у них обнаружены здоровые, с большим объемом легкие, как у тренированных атлетов. Исследования показали, что пение не только развивает легкие, грудную мускулатуру, но и укрепляет сердечную мышцу. Не удивительно, что продолжительность жизни профессиональных певцов выше средней.
4
ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между…
ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала…
Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам…
Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? — задался я вопросом…
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
Псевдомедведи
Крестьяне Китая назвали большую панду медведем задолго до ученых. Некоторые зоологи до сих пор причисляют зверя к енотам. Рабочий же люд Поднебесной всегда звал панду бамбуковым медведем. Однако возникает путаница, ведь есть еще малая панда.
Малая панда
В отличие от большого собрата относится к пандовым. Вердикт тоже стал результатом генетического тестирования. Оно показало, что малая панда не состоит в родстве не с медведями, не с енотами. С последними животное схоже характером.
Малая панда дружелюбна и легко приручается. Есть и внешнее сходство с енотами, к примеру, хвост, удлиненное тело, острые ушки. На медведей же малая панда похожа полностопной походкой и, опять же, внешними чертами.
Размер малой панды сравним с крупной кошкой. Из-за ловкости лазания по деревьям животное так и именуют — медведь-кошка. Народное прозвище уже не сменить, что бы там ни говорили ученые.
Коала
Ее называют сумчатым медведем. Эпитет в имени правдив. Коала действительно относится к сумчатым— классу простейших млекопитающих, сохранившихся только в Австралии.
Имя животного аналогично названию семейства, к которому оно причислено. Других представителей семейства нет. Это, кстати, касается и малой панды. Она тоже единственная в своем роде.
Ближайший родственник коалы — вомбат, а вовсе не медведь и даже не малая панда.
Около 30-ти миллионов лет назад на планете проживало 18 видов сумчатых «мишек». Были и невиданные современным человеком истинные косолапые. Среди них вымерли 5—6 видов.
Вымершие медведи
Количество вымерших медведей расплывчато, поскольку существование одного вида под вопросом. Теплится надежда, что тибетский косолапый еще существует, хоть давно и не попадает на глаза людей и в объективы видеокамер. Если встретите, дайте знать ученым. Медведь похож на бурого, но передняя часть тела рыжеватая. Холка зверя почти черная. В паховой области шерсть рыжая. Остальная шерсть сзади хищника темно-бурая. Медведь обитал на востоке Тибетского плато.
Калифорнийский гризли
Он изображен на флаге Калифорнии, но не водится в штате и за его пределами с 1922-го года. Тогда убили последнего представителя вида животного.
Медведь отличался золотистым цветом шерсти. Зверь был тотемным у индейцев. Краснокожие считали, что произошли от гризли, поэтому не охотились на предка. Истребили косолапого белые переселенцы.
Мексиканский гризли
Официально признан вымершим в 60-е годы прошлого века. Животное было крупным, весило примерно 360 килограммов.
Мексиканский гризли отличался белесыми когтями на передних лапах, маленькими ушами и высоким лбом.
Этрусский медведь
Ископаемый вид, жил еще в плиоцене. Этот геологический период закончился 2,5 миллиона лет назад. Второе название хищника— короткомордый медведь. Это тот самый с 13-ю парами ребер.
Скелеты этрусских медведей находят только в южных широтах. Поэтому ученые предполагают, что зверь был теплолюбивым. Известно также, что вымершее животное являлось крупным, весило примерно 600 килограммов.
Атласский медведь
Населял земли от Марокко до Ливии. Последняя особь убита охотниками в 1870-и году. Внешне зверь отличался красноватой шерстью снизу тела и темно-бурой сверху. На морде медведя было белое пятно.
В отличие от большинства медведей, атласский предпочитал пустынные и засушливые территории. Название вида связано с цепью гор, где обитали косолапые. Зоологи отнесли их к подвидам бурого медведя.
Гигантский белый медведь
Внешний вид белого медведя был схож с обликом современного. Только вот в длину зверь достигал 4-ех метров, а весил 1200 килограммов. Такие гиганты обитали на планете 100 тысяч лет назад.
Пока ученые нашли единственную локтевую кость гигантского медведя. Обнаружили кость в плейстоценовых отложениях Великобритании.
Выживание современных полярных медведей тоже под вопросом. Численность вида резко сокращается. Виной тому изменение климата. Ледники тают. Животным приходится делать все более длительные заплывы. До берега многие хищники добираются изнеможенными. Меж тем, и полным сил медведям непросто добыть пищу на заснеженных просторах.
Второе поколение гибридных медведей в природе
Гибрид белого и бурого медведя в 2006 году наделал массу шума, но акнук в 2010 году стал еще более известным. Охотник на острове Виктория подстрелил, как он предполагал, белого медведя. После изучения ДНК стало ясно, что матерью этой особи был гибрид, а отцом обычный медведь гризли.
Характер и поведение акнуков больше похожи на присущие белым медведям, однако некоторые черты все же позаимствованы от бурого.
Департамент охраны окружающей среды официально заявил, что был обнаружен первый гролар во втором поколении в дикой природе. Было решено называть гибридов пизли и нанулаки, если матерью становится гризли, а отцом – полярный медведь, и назвать гролар или акнук – когда матерью является белая медведица, а отцом гризли.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.